По итогам трех кварталов 2013 года рынок смартфонов в России вырос в штучном выражении на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи планшетных компьютеров продемонстрировали еще более внушительную динамику, увеличившись на 180%.
В России за 9 месяцев 2013 года было продано свыше 27 млн. мобильных телефонов. На сегодняшний день для рынка характерно снижение объемов продаж в количественном выражении (-3%), однако рынок растет в деньгах: с начала года было продано мобильных телефонов на сумму более 148 млрд. рублей, что на 14% больше, чем за три квартала 2012 года.
Отличительной чертой рынка является растущая популярность смартфонов. На их долю сегодня приходится 47% от общего объема продаж в штучном выражении, а в денежном — около 80%. В абсолютных величинах было реализовано 12 млн. «умных» аппаратов на сумму 118 млрд. рублей. Относительно прошлого года прирост составил 48% и 39% соответственно.
В среднем по России средняя стоимость смартфона по итогам третьего квартала составила 9,1 тыс. рублей. Это на 13% меньше, чем тремя месяцами ранее. Снижение средней стоимости стало следствием увеличения доли продаж смартфонов в сегменте менее 3 тыс. рублей. В общей структуре продаж «умных» мобильных телефонов этот сегмент занял 15% в третьем квартале.
Рынок планшетных компьютеров за период с начала января по конец сентября 2013 года вырос почти в три раза. За 9 месяцев в России было продано почти 4,5 млн. устройств на сумму 54 млрд. рублей. Относительно аналогичного периода прошлого года рост в количественном выражении составил 180%, в денежном — 93%.
В 3 квартале средняя стоимость планшетных компьютеров снизилась на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 11 500 рублей против 16 000 рублей в 3 квартале 2012 года. При этом тенденция снижения цены на устройства в 2013 году сохраняется. Например, по итогам 1 полугодия 2013 года средняя стоимость планшета составляла 12 527 рублей. Среди основных факторов, влияющих на среднюю стоимость, нужно отметить, прежде всего, «расширение» рынка и рост продаж в ценовом сегменте до 15 000 рублей. Так, по итогам 3 квартала 2013 года доля планшетных компьютеров в ценовой категории «до 15 000 рублей» составила 80% от общероссийского объема рынка, что на 16 процентных пунктов превышает показатель 1 полугодия 2013 года.
Лучшую динамику роста продаж смартфонов в количественном выражении по итогам 3 квартала продемонстрировал Приволжский федеральный округ (ПФО). Продажи «умных» телефонов здесь выросли на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано 2,2 млн. аппаратов. На второй позиции Уральский федеральный округ (УрФО), где увеличение объемов продаж смартфонов составило 53% (продано 1,2 млн. штук). Третью строчку поделили Южный (ЮФО), Северо-Западный (СЗФО) и Сибирский федеральные округа (СФО). В этих регионах было продано на 48% больше смартфонов, чем в прошлом году (1,3 млн., 1,2 млн. и 1,5 млн. устройств соответственно). В денежном выражении рынок смартфонов сильнее всего вырос также в ПФО, на 47% (продано устройств на сумму более 20 млрд. рублей). Далее следуют УрФО, где продажи увеличились на 45% и составили 12,1 млрд. рублей, ЮФО (+41%, 13,5 млрд. рублей).
«Во всех регионах драйверами роста рынка смартфонов стали снижение средней стоимости умных устройств и увеличение доли рынка гаджетов стоимостью менее 3 тыс. рублей, — комментирует Денис Шейбаль, директор по региональному развитию Группы „Связной“. — При этом у каждого федерального округа есть свои особенности. Так, к примеру, на Юге России интерес к персональной электронике высок не только в крупных городах, но и в небольших станицах. На побережье в ЮФО на объем продаж очень сильно влияет сезонный фактор в силу притока большого числа отдыхающих летом. Похожую ситуацию мы наблюдаем и в Сибири, где очень активны продажи в небольших промысловых городах. А для Дальнего Востока характерна более высокая стоимость приобретаемых устройств».
Больше всего планшетных компьютеров по итогам III квартала 2013 года продано в ПФО. В количественном выражении рынок увеличился более чем в 3,5 раза (+267%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано около 800 тыс. планшетов. Вторую позицию занимает ЮФО (+246%, 493 тыс. единиц). Далее следуют Урал и Сибирь — прирост на уровне 222% (415 и 460 тыс. устройств соответственно).
По показателю увеличения объемов продаж в денежном выражении лидирующее положение в России — также у ПФО. Здесь было продано планшетов на сумму 8,8 млрд. рублей, что на 147% больше, чем годом ранее. Следом за ним идут ЮФО (5,9 млрд. рублей, +139%) и Дальневосточный федеральный округ (ДФО), где увеличение объемов продаж в денежном выражении составило 119% (2,2 млрд. рублей). Это объясняется это тем, что жители. Дальнего Востока предпочитают приобретать более дорогие планшеты — средний чек составляет 12,6 тыс. рублей.
«Планшетные компьютеры на сегодняшний день являются самой быстро растущей категорией персональной электроники в России. Главная причина популярности — это снижение стоимости продукции. Уже сейчас можно приобрести гаджет за 2,5 тыс. рублей, — говорит Денис Шейбаль. — Кроме того, поскольку сегодня многие планшеты не уступают по функционалу и производительности другим мобильным компьютерам, все больше потребителей предпочитают их ноутбукам и нетбукам».
Среди крупнейших российских городов России, продемонстрировавших наиболее интересную динамику в продажах высокотехнологичных устройств, можно выделить Казань. Минувшим летом здесь прошла Универсиада, позволившая улучшить городскую инфраструктуру и внедрить современные технологии. Увеличение количества точек доступа Wi-Fi и развитие NFC-сервисов привело к тому, что местные жители стали активнее покупать смартфоны и планшеты. Количество проданных «умных» телефонов по итогам 9 месяцев 2013 года составило 170 тыс. единиц (половина всех проданных мобильных телефонов в городе), что на 58% больше, чем годом ранее. Всего было продано смартфонов на сумму 1,7 млрд. рублей (+48%). Продажи планшетов в Казани увеличились более чем в 3 раза (71 тыс. единиц, +215%), а денежный оборот вырос на 111% (832 млн. рублей).
Также можно отметить Омск, как город с самым высоким показателем роста объемов продаж планшетов. В количественном выражении по итогам трех кварталов рост составил 267% (48 тыс. штук), а в денежном — 153% (513 млн. рублей). При этом омичи делают выбор в пользу менее дорогих гаджетов — средний чек на покупку планшета в Омске один из самых низких как в СФО, так и в России. За 9 месяцев 2013 года в Омске было реализовано 133 тыс. планшетных компьютеров. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году (+48%). В денежном выражении прирост составил 46% (1,15 млрд. рублей). Интересную особенность рынка можно наблюдать в Санкт-Петербурге. Здесь смартфонами и планшетами владеет большое количество жителей, поэтому динамика увеличения объемов продаж не столь высока, как в других регионах. При этом в абсолютных цифрах Северная столица лидирует среди городов России. За III квартала здесь было продано свыше 600 тыс. смартфонов и более 300 тыс. планшетов. В первом случае прирост относительно прошлого года составил 36%, во втором — 125%. В общей сложности было реализовано смартфонов и планшетов на сумму свыше 10 млрд. рублей, из которых 6,3 млрд. рублей пришлись на смартфоны и 3,7 млрд. рублей — на планшетные компьютеры. Увеличение составило 27% и 70% соответственно.
Новосибирск демонстрирует очень хорошую динамику продаж «умных» устройств, по темпам сопоставимую с Казанью. Здесь за три квартала было продано 210 тыс. смартфонов, что на 53% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении этот показатель составил 2,4 млрд. рублей (+39% к прошлому году). Темпы увеличения объемов продаж планшетов также довольно высоки: за девять месяцев 2013 года было продано на 208% больше гаджетов, чем годом ранее (79 тыс. штук). Оборот увеличился на 111% и составил 891 млн. рублей.
Темпы роста продаж смартфонов в Екатеринбурге несколько ниже, чем в среднем по УрФО за счет того, что рынок в столице региона более насыщен. За первые 9 месяцев года было продано 218 тыс. «умных» телефонов (+35%) на сумму 2,2 млрд. рублей (+24%). В денежном выражении это достаточно умеренный показатель по сравнению с рядом других регионов. Его можно объяснить тем, что сейчас рынок смартфонов в Екатеринбурге растет прежде всего за счет продаж недорогих моделей смартфонов — их приобретают те, кто раньше предпочитал обычные мобильные телефоны.
Продажи ключевых сегментов персональной электроники за 9 месяцев 2013 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а также динамика роста в процентах каждого сегмента в натуральном (в штуках) и денежном выражении (в рублях):
Продажи смартфонов | Продажи планшетных компьютеров | |||
---|---|---|---|---|
В натуральном выражении | В денежном выражении | В натуральном выражении | В денежном выражении | |
Россия | 12 млн. (48%) | 118 млрд. (39%) | 4,5 млн. (180%) | 54 млрд. (94%) |
СЗФО | 1,2 млн. (48%) | 12,4 млрд. (38%) | 580 тыс.(257%) | 6,7 млрд. (86%) |
ЮФО | 1,3 млн. (48%) | 13,5 млрд. (41%) | 493 тыс. (246%) | 5,9 млрд. (139%) |
ПФО | 2,2 млн. (58%) | 20 млрд. (47%) | 800 тыс. (267%) | 8,8 млрд. (147%) |
УрФО | 1,2 млн. (53%) | 12,1 млрд. (45%) | 415 тыс. (222%) | 5 млрд. (118%) |
СФО | 1,5 млн. (48%) | 13,6 млрд. (39%) | 460 тыс. (222%) | 5,1 млрд. (117%) |
ДФО | 631 тыс. (44%) | 6,6 млрд. (39%) | 177 тыс. (195%) | 2,2 млрд. (119%) |
В сети «Связного» в России было реализовано 6,4 млн. смартфонов и 530 тыс. планшетов. Наилучшие показатели по продажам смартфонов в абсолютных величинах демонстрирует Поволжье, где было продано 470 тыс. смартфонов на сумму 5,3 млрд. рублей. На второй позиции УрФО, где было реализовано 446 тыс. смартфонов на сумму 5,2 млрд рублей. Замыкает тройку Юг России с 322 тыс. «умных» аппаратов на сумму 3,8 млрд. рублей.
По продажам планшетов лидирует Урал — 87 тыс. единиц на сумму 1,1 млрд. рублей. Следом за УрФО с небольшим отставанием идет Поволжье — 80 тыс. планшетов на сумму 970 млн. рублей. Третью строчку занял ЮФО с 50 тыс. проданных гаджетов на 641 млн. рублей.
«Связной» предлагает покупателям не только широкий ассортимент гаджетов, но и массу сопутствующих услуг: от кредитных продуктов и настройки оборудования до покупки авиабилетов и страхования. Это позволяет привлекать в наши магазины очень широкую целевую аудиторию, среди которой — не только любители гаджетов. Как результат наша компания добивается высоких результатов продаж высокотехнологичных устройств, а темпы роста продаж гаджетов в наших магазинах зачастую существенно превосходят общерыночные", — резюмирует Денис Шейбаль.